Сэндплэй. Возможности работы с песком: сокровища из мира ребенка.

 

В этой статье мы поговорим об одном из методов работы в аналитической терапии:

методе песочной терапии или sandplay.

Если мы обратимся назад к истории человечества, то с удивлением узнаем, что многие племена использовали рисунки на песке как способ понять происходящее с человеком и его будущее. Также зарисовки на песке своих видений использовались ими как в целительстве, так и в ритуалах инициации (то есть трансформаций и качественных изменений).

С другой стороны, в истории каждого из нас был период собственного творчества и взаимодействия с песком, когда с помощью этого древнего природного материала мы создавали миры своих фантазий, украшали их, разыгрывали разные баталии, кормили, прятали и находили клады, сажали семена.

Все это во многом способствовало тому, что практикующие психологи начала прошлого столетия обратить внимание на возможности работы с песком, когда речь шла о психотерапии ребенка. Ведь ребенок неспособен выразить собственные чувства и переживания в словах, и переполняющее содержание психики находит выход в различных симптомах: страхах, психосоматических реакциях и так далее.

Создавая образы с помощью очень понятного и близкого материала, песка, психика ребенка получает возможность выразить и символизировать переполняющее, противоречивое и тягостное содержание.

В основном речь идет об эмоциях, чувствах, желаниях, которые еще не названы и не могут быть названы ребенком в силу его возраста и развития.

Однако, возможность выразить в виде образа глубинные переживания, стертые из памяти события и связанные с ними чувства, является бесценной и для взрослого. Многие события в жизни взрослого человека (в том числе и глубоко травмирующие) имели место в том далеком детстве и часто в то время, когда речь еще не была сформирована, так называемом доречевом периоде. Речь идет не только об очевидно трагических и видимых для окружения ребенка событиях, но и очень мелких, но глубоко ранящих эпизодах, которые будучи взрослыми мы можем уже так и не воспринимать. В течение психотерапии, как взрослые, так и дети часто открывают «маленького ребенка» в себе, который не может сказать «где боль (ущерб, травма)».

В процессе терапии очень трудно обратиться к тому опыту, который до сих пор отбрасывает тень на настоящее, однако в силу своего довербального (доречевого) характера его невозможно назвать, дать ему место в терапии. В таком случае на помощь терапевта приходят методы, позволяющие работать с таким ранним опытом: телесно-ориентированная терапия, в некоторой степени методы арттерапия, метод песочной терапии.

Создавая картину из миниатюрных фигурок на подносе с песком, взрослый или ребенок создает некий мир, образ. Этот образ отражает и выражает внутренние переживания и глубоко скрытые чувства, собственно, внутренний мир.

Открывается доступ к раннему травмирующему опыту (и его последствиям), а также активизируются творческие и исцеляющие силы психики.

Психика человека, создавая песочные образы, фактически создает символы, помогающие соединить сознание и бессознательное.

«Самые глубокие ощущения и чувства спрятаны и сильно дистанцированы от сознательного воспоминания и  становятся отделенными от нашей (сознательной) личности, маловероятно, что мы можем найти слова для их выражения.

Мы безмолвны, но мы, однако, имеем другие способы для выражения.  Мы можем выражать то, что волнует нас через танец, пение, рисование, или создание чего-то нашими руками. Мы можем устанавливать связь с нашими собратьями людьми не только посредством языка, но также через тело, особенно через наши руки. Руки могут построить мост между нашим внутренним миром и внешним миром. Руками мы можем баловать, гладить, ударять, с помощью рук мы можем выполнять какую-нибудь работу, что-то переделывать, изменять, творить. Руки это посредник между духом и материей, между внутренним образом и реальным творением. Через обращение к рукам, существующие усилия (энергии) становятся видимыми». Так писала о методе сэндплэй одна из сэндплэй-терпевтов, Рут Амманн.

Становится понятным, что метод песочной терапии таит в себе огромные возможности для психотерапии.

Какова же роль терапевта в этом процессе? 

В песочной терапии терапевт служит клиенту в качестве своеобразной оси, становясь психологической опорой всему тому, что происходит в песочнице и в терапевтической комнате. Для того, чтобы работа с песком не была просто развлечением или, что хуже, не наносила вред пациенту, обращаться к работе с песком стоит в ситуации работы с сертифицированным сэндплэй-терапевтом. Ведь когда мы имеем дело с глубинными процессами психики, важно оставаться в безопасности, иметь рядом специалиста, который может оценить пользу или опасность этого метода для разных нарушений психики; готов соприкоснуться с сильными эмоциями и поддержать пациента; готов быть рядом, поддерживая но не направляя пациента; готов оставаться рядом, принимая создаваемые образы и не меняя их по своей воле; не интерпретируя их, исходя из собственной  истории.

В песочной терапии терапевт служит клиенту в качестве своеобразной оси, становясь психологической опорой всему тому, что происходит в песочнице и в терапевтической комнате, для того, чтобы ребенок (и взрослый) мог разрешить свободно говорить своему внутреннему голосу.

Для детей это особенно важно, потому что у них еще не развито сильное Эго и им необходима поддержка со стороны  неоценивающего взрослого. Кроме того, терапевт своим присутствием помогает пациенту формировать связь с его песочной картиной.

В завершении, я бы хотела сказать о том, в каких случаях сэндплэй терапия может быть полезна:

  • Когда психологическая помощь нужна маленькому ребенку;
  • Когда наблюдаются телесные симптомы, как реакции на психологическое состояние;
  • Когда доступ к собственной энергии, желаниям закрыт. Речь идет о подавленных состояниях, растерянности и так далее.
  • Когда психотерапия взрослого предполагает работу с тяжелыми ранними переживаниями в анамнезе пациента;
  • Когда вы чувствуете интерес и ресурс для себя в этом методе.

 

Scroll To Top