Воспитание детей: тревога или свобода?

Все те, кто уже стал родителем или только примеряет для себя эту роль, задается вопросом, как нужно воспитывать детей. Что мы, как родители, должны делать и с какой целью?

Некоторые из нас постоянно ищут ответ на этот вопрос (сверяя его с собственными личностными ценностями и социальным окружением), другие придерживаются определенной модели воспитания, укорененной в родительской семье, социальной, культурной, этнической группе.

Однако, если мы посмотрим на огромное многообразие книг и статей по «правильному методу воспитания» детей, то мы поймём что на самом деле, что единого мнения у специалистов нет. Возможно, среди них нет и «того единственного правильного метода»? А может быть его и не может быть?

Что, собственно, должен делать родитель?

Очевидно, родители испытывают замешательство в данной ситуации.  При этом родители уверены в том, что их воспитание чрезвычайно влияет на будущее ребенка.  Теперь нам становится понятно, насколько интенсивными  могут быть тревога родителей и  их потребность в овладении правильным способом воспитания. Зачастую попадая в эту ситуацию, родители разрываются между мнениями опытных родителей, экспертов, направляя свои воспитательные усилия на выращивание то самого счастливого, то одаренного, то высоко социального,то уверенного лидера и так далее.

Какие подводные камни кроются за мыслью о том, что этот «единственно верный путь» воспитания существует?

Во многом эта мысль сковывает родителей, лишая их интуиции, живого контакта с ребенком, вызывая такие неприятные чувства, как высокая тревога, вина, защитное раздражение.

В настоящее время можно говорить о кризисе воспитания, когда старые методы воспитания мы подвергаем сомнению и пересматриваем их, заимствуя западные методы,  или же раскачиваясь между порой противоречащими друг другу идеями. Например между  консервативно патриархальными ценностями и ценностями развития априори достойной уважении и любви личности ребенка.

Советы по воспитанию мы черпаем из интернета, от друзей, из книг, из нашего собственно детского опыта (зачастую, используя его от обратного).


Что происходит с воспитанием детей в других странах?

В Норвегии, с раннего детства ребенок попадает в социальные заведения,  «детство сильно институцианализоровано» говорит норвежский социолог и экономист Margunn Bjornh. Большинство детей начинают посещать сад, когда им исполняется 1 год, а затем поступают в школу и так далее. Норвежцы считают, что для детей лучше, попадать в детский сад, как можно раньше. Стоит упомянуть, что особенностью местных детских садов является ценность пребывания и сна на свежем воздухе, в том числе зимой.

Можно подумать, что это слишком сурово? А вот в Японии, дети младшего школьного возраста могут гулять и перемещать по городу, в том числе в метро, без родительского присмотра. В США это было бы недопустимо и могло иметь последствия в виде вызова службы по защите детей.
При этом, и в Японии, и Норвегии, родители сфокусированы на выращивании независимости в своих детях.  Дети рано начинают самостоятельно делать многие вещи, будь то ходить в школу или в кино. В Скандинавии, при этом, есть акцент на близких и свободных отношениях между родителями и детьми. Например, в Швеции большинству детей разрешают спать с родителями, объясняя это тем, что ребенок «имеет право на физический контакт с родителем».  В противном случае родитель рискует прослыть небрежным и отстраняющимся. В некоторых частях Азии  также очень распространен совместный сон. Корейские родители большое внимание уделяют именно физическому контакту со своими детьми, однако,
ключевым для них является послушание, а отнюдь не демократия как в Скандинавии.

В иудаизме есть учение о том, что каждый родитель обязан научить своего ребенка плавать.  Иными словами, родители должны  воспитывать  детей так, чтобы они оставили их. Дети  должны развивать уверенность в своих силах, находчивость и стойкость. А родителям необходимо оставить детей и позволить им совершать ошибки.

Для многих родителей это чрезвычайно трудно выполнить. Ведь в нашей жизни мы беспокоимся по множеству поводов: терроризм, насилие, экономика, экологическая ситуация и так далее, но мы не в силах повлиять на них.  Достаточно часто мы вытесняем эти страхи и начинаем контролировать то, что доступно нам- наших детей. Наше воспитание как нам кажется, должно «формировать» их успешное, счастливое будущее.

В США проводилось исследование, в рамках которого родителей просили описать своих детям. В результате 25% названных характеристик  были «умные», «продвинутые», «одаренные». Такие результаты отражают бессознательный страх родителей, что ребенок не справится в современном высоко конкурентном мире.

Похожая тенденция наблюдается и в странах Азии, где воспитание детей, с самого раннего возраста, ориентировано на будущую возможность ребенка поступить в колледж и стать высококвалифицированным специалистом. Например, одна корейская мама давала прослушивать английские аудиозаписи своему 2х-месячному ребенку, потому что, как она говорила, «никогда не слишком рано, чтобы начать».
В подобном исследовании, проводимом в  Нидерландах, родители использовали «умные», чтобы описать своих детей, только в 10%  случаев. Голландские родители твердо убеждены, что подталкивать детей к новым знаниям не нужно и даже вредно. Так родители будут говорить о том, что раннее обучение приводит к трудностям в общении и сниженной учебной мотивации у детей. Вместо этого, по их мнению, детям необходимы регулярные отдых, еда и приятная атмосфера.

А вот в Испании родителей ужасает идея о том, что детей можно укладывать спать в 7-8 вечера, лишая их тем самым общения и участия в семейной жизни по вечерам. Их дети не спять до 10 вечера.


Так что же подходит нам? Не стремимся ли мы сразу ко всем возможным идеалам?

Порой мы стремимся опереться на идеалы воспитания других стран, которые могут всего лишь отражать присущие данной культуре тревоги.  Вместо этого «мы должны учиться друг у друга, признавая, что существуют очень разные успешные пути к воспитанию детей», считает Сара Харкнесс, профессор департамента развития человека и семейных исследований в Университете Коннектикута, и пионер исследований в области воспитания и культуры.

Разнообразие идей должно приводить к облегчению, быть освобождающим, а не повергать родителей в стресс.

Об этом говорит еще один исследователь связей воспитания и культуры Кристин  Гросс-Ло. В своей книге «Воспитание без границ: удивительные уроки. Чему родители по всему миру могут научить нас?» она пишет: «Это было невероятное облегчение понять, что нет единого способа быть родителем, и что совершенно нормально, делать ошибки, как родитель… Это дало мне возможность позволить  моим детям быть теми, кто они есть и расти свободно».


А что выбираем мы?

Какой бы вариант мы не выбрали важно, что мы можем сделать это осознанно, с «открытыми глазами». Ведь в этом случае мы видим открывающиеся дороги, можем рассмотреть их не спеша, без тревоги упустить что-то и навредить ребенку, можем идти своим путем, в подходящем нам темпе, прислушиваясь к себе.Он может совпадать с предложенными или нет.  Осознанность помогает нам преодолеть автоматизм, узость нашего восприятия и действовать свободно, опираясь на собственные ценности. Ну а ошибки возможны всегда, но осознанность помогает увидеть их и, признавая, максимально компенсировать в дальнейшем.

 

Scroll To Top