Стадии развития семьи.

По мнению семейных психологов, жизнь семьи, как любой живой системы, подчинена двум законам:

  • Закон гомеостаза: каждая система стремиться сохранить свое нынешнее положение, вне зависимости от того, каково оно. В предыдущей статье мы говорили о том, как действие этого закона проявляется в жизни семьи.
  • Закон развития: каждая семья должна пройти свой жизненный цикл. Семейная система, как и человек, проходит свой жизненный цикл, она должна родиться, прожить некую последовательность событий и стадий и завершиться.

Действие этих законов противоположно, при этом любое изменение и нарушение гомеостаза происходят очень болезненно.  Обычно в жизни семьи чередуются стадия, когда доминируют первый закон гомеостаза, которая потом сменяется кризисом и главенством закона развития. В предыдущей статье мы говорили о том, что семья , как и любой другой живой организм, колеблется между двумя полюсами. Один полюс- безопасность известного (закон гомеостаза), а другой- стремления к изменениям, исследование нового, необходимого для адаптации к изменчивой по своей сути реальности (закон развития). Жизнь семьи представляет собой чередование состояний покоя и равновесия, с кризисными периодами развития. Часто семьи обращаются за помощью к специалисту, когда семья «застряла» на этапе стабильности, стремится сохранить статус-кво, игнорируя стремление отдельных членов семьи творчески откликаться на изменяющиеся условия. Приверженность старым правилам, которые когда-то были приняты и были более-менее эффективными, мешает реагировать на перемены. Семье необходимо принять, что старые правила уже не эффективны, осознать свою растерянность. Именно это позволяет начать процесс поиска и творческой адаптации живой системы к новым условиям.

Развитие семейной системы впервые исследовалось американскими психологами. Они выделили следующие стадии развития типичной американской семьи:

  1. Стадия монады. Одинокий, финансово самостоятельный человек, живущий отдельно. В это время молодой человек или девушка вырабатывают свой опыт самостоятельной жизни; реализуют правила жизни, усвоенные в родительской семье, пробуют их на практике, вырабатывают свои. Эта стадия очень важна как для индивидуального психического развития, так и для будущей семьи.
  2. Стадия диады. Эта стадия начинается с того момента, когда двое взрослых людей решают объединиться, чтобы создать семью. Это время связано с первым семейным кризисом. Двое начинают жить вместе и начинают договариваться о правилах, исходя из своего опыта, полученного, в том числе, в родительской семье. Эти правила иногда вырабатываются легко, а иногда весьма болезненно, в связи с тем, что часто эти правила не осознаются их носителем, однако напрямую связаны с самооценкой.
  3. Стадия триады. Если семье все-таки удалось договориться о правилах, или они ничего не выяснили, но чтобы не развестись решили родить ребенка (по закону гомеостаза) начинается новая стадия, время кризиса,связанногос появлниемтретьего участника системы. В это время увеличивается эмоциональная дистанция между партнерами, часто муж чувствует себя одиноким и брошенным, а женщина полностью поглощена заботами о ребенке. Это время- пик супружеских измен. В это время приходится заново договариваться о правилах.
  4. Если этот кризис более менее пройден, то появляется второй ребенок (или опять-таки просто сработал закон гомеостаза). Начинаются ревность и соперничество детей, эта новая проблема, которая добавляется к описанным выше.
  5. Следующая стадия развития семьи связана с выходом ребенка в социум, с началом школы. В этот момент часто становится понятно, насколько функциональна семья, может ли она справиться с внешними требованиями или нет. Однако речь не идет о том, что семья должна опираться исключительно на внешние социальные правила, не имея своих внутренних правил. В таком случае ребенок, который не справляется с к какими-то внешними требованиями, будет  «позорить» семью. Оказывается, что ребенок в такой семье наделен некой функцией продвижения своей семьи. На самом деле, важно то, может ли семья поддержать ребенка и вселить веру в свои силы.
  6. Подростковый кризис. В это время подросток проживает кризис идентичности : «Кто я? Куда иду? Зачем?». Ответы на эти вопросы ребенок может найти только за пределами семьи, а для этого необходимо отделиться, и иметь за спиной надежный тыл, для восстановления себя. Однако, если в семье ребенок выполняет некие особые функции (например, он выполняет роль медиатора, посредника в конфликтах мамы и папы, или обслуживает эмоционально своего родителя), то его выход из системы вызывает угрозу существования данной семейной системы. Тогда родители начинают использовать любые возможности, чтобы вернуть ребенка в семью, внушая, что он не сможет выжить без них.
  7. Если семья смогла пройти через этот кризис, то происходит сепарация ребенка от семьи. При этом ребенок не только внешне отсоединяется от семьи, но что более важно, происходит перестройка отношений между ребенком и родителями. Отношения ребенок- родитель (при чем не важно, кто на самом деле ребенок, а кто родитель), должны смениться на отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости. Без этого сепарация считается неполной. Если сепарация с родителями не произошла, то она будет происходить в собственных браках молодых людей.
  8. В этом случае для семьи начинается новая стадия диады.
  9. Через какое-то время со смертью одного из супругов семья возвращается в стадию монады и постепенно заканчивает свою жизнь.

 

Конечно, в наших реалиях развитие семьи имеет ряд особенностей.

Во-первых, часто отсутствует стадия монады, то есть молодой человек не живет один, а продолжает жить с родителями. А это значит, он не имеет возможности дистанцироваться, проверить семейные правила, сформировать свои.

Во-вторых, появляющаяся диада также не имеет возможности выяснить и отрегулировать свои правила. Так как на самом деле кто-то из супругов как будто становится включенным в уже существующую систему, формируется двухпоколенная семья. Часто зятя или невестку в такой семье воспринимают как собственного ребенка, а родителей супруга называют мама/папа.

Как же повлияют на развитие новой семьи эти особенности?

Давайте представим молодой человек, живущий со своими родителями, приводит в дом жену. Допустим, отношения между сыном и матерью были напряженные, а молодая жена сына наоборот испытывала потребность в близких отношениях с собственной матерью, но их так и не было.  Тогда отношения между родителями мужа и невесткой становятся теплее, чем между мужем и женой, что ведет к возникновению межпоколенческих  коалиций и создает угрозу существования данной семьи.

В-третьих, с рождением ребенка, родительские функции часто смешиваются. Молодая мама может выйти на работу, не ощущая в себе достаточной зрелости для заботы о ребенке, испытывая страх. А бабушка охотно начинает заниматься внуком/внучкой, например, испытывая одиночество и брошенность. Молодой отец оказывается выключенным из процесса заботы о ребенке, фактически не участвуя в выполнении новых функций в семье, то есть возникает вакуум супружеских отношений. Семейные роли  в такой семье перепутаны.  А ребенок очень часто страдает от того, что оказывается втянут сразу в несколько коалиций и испытывает сильнейший конфликт лояльностей. Собственно, на протяжении всего взросления ребенка он может становиться  рупором в конфликте между двумя старшими поколениями. Также возникающая с рождением второго ребенка сиблинговая ревность многократно усиливается, если например, первый ребенок больше воспитывался бабушкой, а второй-мамой, а отношения между ними конфликтные.

Со временем бабушки и дедушки умирают. Независимо от того, произошла ли сепарация или нет, выросшие дети часто остаются в родительском доме.

Семья возвращается к своему исходному статусу- двухпоколенной семьи со взрослыми детьми.

Очевидно, что культурные и социально-экономические особенности наших семей вызывают трудности дифференциации внутри семейной системы, когда роли в семье сильно слиты и перепутаны, часто присутствуют межпоколенческие коалиции, нарушение границ участников системы и другие феномены, описанные выше.

 

Материал представлен по книге А.Я.Варга «Системная семейная психотерапия».

Scroll To Top